Сочинение с планом на тему «Путь Васи к правде и добру».
План
- Начало пути.
- Город детства.
- Любовь в жизни Васи.
- Знакомство с Валиком и Марусей.
- Кукла. Точка.
Прежде чем коснутся самого аспекта обсуждения – восьмилетнего мальчика Васи и его становлению мироощущения, остановимся ненадолго на месте развития событий: старом городе Княжье-Вено. Предвосхищая вопрос, хочу сообщить, что этот город имеет реальные исторические корни и существует поныне на территории Запада Украины – это город Ровно.
Короленко не случайно начинает описание сюжета с рассказом о самом городке. Так подробно описывает его достопримечательности: старую тюрьму, старые заборы и пустыри «с кучей всякого хлама», старую площадь с еврейским «заезжими домами», деревянный мосток, перекинутый через речки-озерца и обветшавшие разрушающиеся строения бывшего замка и часовни.
Много лет прожив в этом маленьком уютном и таком местечковом городке писатель хорошо знаком с порядками и устоями общества в нем. Здесь ярко обозначено разделения на свой-чужой, единожды заведенные правила не меняются веками. Душе правильной и чистой тесно и неуютно в ограниченном пространстве городка. Где тебя осуждают за грех вести себя не по местным правилам. В таких местечках своя, правда и свое добро. И проходить путь от добра к правде здесь сродни маленькому подвигу. Главное не оступиться, не споткнутся и не сойти с пути.
Старинный местечковый городок, чудные обычаи, странные суждения, старое время. Жили люди интересной для себя, размеренной жизнью с устоявшимся порядком. О чем-то мечтали, куда-то спешили, обращали внимание на чужие пороки и не замечали издержек своего характера. Излюбленным развлечением большинства обывателей городка было травить убогих и нищих что обитали на его окраинах. Да мальчишки развлекались, таская втихую яблоки из чужого сада. В общем, захудалое местечко, что « представляло все типичные черты любого их мелких городов юго-западного края».
Город разделялся большим количеством оврагов, горок, небольшими прудами и маленькими лесочками бывших когда-то господскими парками обедневших польских родов. Не имея должного ухода парки, превращались в заросшие заросли, пруды мелели, а величественные замки ветшали и превращались в руины. Если бы город мог говорить, он рассказал бы множество захватывающих историй о своем прошлом, показал бы секреты, что скрыты в стенах разрушенных замков и униатских часовен.
Однако все что городок мог раскрыть – это прятавшихся в глубинах замковых подвалов нищих и убогих просивших подаяния да таскающих булки с лотков городских пекарей. Город делился на добропорядочных граждан и бездомных попрошаек. В свою очередь бездомные также делились на два противоположных враждующих лагеря: нищие, что жили в старом замке, которыми командовал старый седобородый Януш – бывший панский управляющий и бедняки, обитающие в подвалах развалившейся часовни, где порядки устанавливал Тыбурций Драб – таинственная личность покрытая мраком.
Сонное место, где привычки сильны, а добро и зло впитывается не только с молоком матери, но и передается как генетическая память из поколения в поколение. Здесь трудно быть иным, если желаешь быть принятым обществе. А отношение к людям табулируется по положению, титулу и денежным возможностям. Одеваться – как все, смеяться – над тем же над чем и все, относиться со злом и пренебрежением к бездомным беднякам – также как все. Таков порядок. Да и разве возможно иначе?
Маленький мальчишка Вася – сын городского судьи. Восьмилетнее дитя, растущее словно чертополох. Его представления о жизни разделяется на «до» и «после». До того как была мама и после того как ее не стало. Мальцу было шесть, когда умерла мать и в тот момент его маленькая жизнь кардинально изменилась. О нем по-прежнему заботились, он был сыт, одет, обут, чист. Однако отец, переживая смерть жены, словно, не замечает ребенка, обратив всю свою душу и любовь на маленькую дочь Соню «потому что в ней были черты матери».
Взрослый мужчина тяжело переживает утрату и не замечает сына. Да он его наследник его сын но он так не похож на свою мать. Сложно судить, отчего отец так с ним – возможно, считает, что мальчик не сильно нуждается в любви и ласки возможно и рад бы проявить нежность да не знает как, ибо не обучен сюсюкать с мальчиком. Нравы воспитания в ту пору были иными, и с мальчиками предписывалось быть строгими и суровыми, дабы вырабатывать у них мужской характер. Однако и Вася не мог проявить к отцу свою любовь и нежность. Нуждаясь в утешении не меньше чем сестра, он ждал, чтобы отец «обнял меня, посадил к себе на колени и приласкал». Однако суровый отец лишь отстраненно смотрел на ребенка, изредка делая попытки заняться его воспитание, которые «всегда кончались неудачей». Бродяга, негодный мальчишка, волчонок. Он был предоставлен сам себе – бродил по городу, «встречал пробуждение природы», занимал себя нехитрыми мальчишечьими шалостями. Вполне естественно допустить, что мальчик вырастит озлобленным и жестоким. Не имея любви в семье ,окруженный хмурым отцом и неулыбчивой нянькой сестры, Вася компенсирует доброту и правду, развлекаясь насмешками над убогими нищими старым психически больным профессором, штык-юнкером Заусовым, паном Туркевичем и спившимся чиновником Лавровским. И, наверное, так бы все и продолжалось до логического конца с очерствевшим сердцем повзрослевшего Васи, если бы не одно маленькое приключение, закончившееся добрым знакомством.
Познакомившись с «детьми подземелья» Валиком и Марусей Василек открывает дверь в другой мир – грубый, беспросветный, но чуткий и деликатный умеющий сопереживать чужому горю. Они не зря показаны в рассказе одного возраста. Это попытка показать из в самих себя в зеркальном отражении: любовь-нелюбовь, правда-ложь, зло-добро.
Чем дольше Вася узнает изнанку городской жизни, тем больше сострадания доброты и боли в нем просыпается. Едва лишь местные маргиналы покидают приют часовни, как он «тотчас же бегом отправлялся к часовне, предварительно наполнив карманы яблоками». Чем дольше длиться дружба, тем больше Вася делает шагов навстречу добру и правде. В нем просыпается чувство порядочности и верности слову (скрыть от всех дорогу к часовне), жалости к чужому горю, уважение к Валику, что заботиться о сестре, сострадания и желания помочь отвести беды от друзей в меру своих сил. Не до конца понимая, что за «серый камень высосал из нее (Маруси) жизнь» но осознавал что нечто «бесформенно неумолимое» забирает эту маленькую жизнь. Невольно сравнивая ее с сестрой и проникаясь жалостью что до «боли сожаления сжимало сердце». Узнает что отец, который холоден с ним на самом деле «самый лучший человек в городе».
Апофеозом перерождения становится кукла. Простая детская игрушка. Такой никогда не было у маленькой Маруси. А Маруся умирала. Серый сырой камень делал свое страшное дело – малышка слегла и больше не поднималась. Чтобы порадовать девочку вернуть ей радость жизни Вася упрашивает сестру отдать на время любимую куклу маленькой бездомной девочке. (Нынешние дети много раз бы подумали, прежде чем совершить подобный поступок:..а вдруг сломают,..а вдруг не вернут,..а вдруг). Ему почти удалось поднять Марусю на ноги. Но серый камень оказался сильнее.. Перевернулась душа у мальчишки, произошел переворот в сознании и понимание что его беды ничто по сравнению с бедами маленьких детей подземелья и что доброта и правильность это лучшие добротеятели в мире. И вернулась вера в отца и его любовь. Одна маленькая жизнь маленькой девочки поставила все на свои места и расставила окончательные точки на этом пути.
А Вася с сестрой, а порой и с отцом потом долго приходили на могилку девочки «делились первыми молодыми мыслями..произносили свои обеты». Всего лишь одна недолгая дружба помогла мальчишке пройти путь к правде и добру и не потеряться на этом пути.
Если вам понравилось сочинение с планом на тему «Путь Васи к правде и добру», то так же вам могут понравиться и следующие сочинения